Как вы знаете, заказчики, которые осуществляют закупочную деятельность, руководствуясь положениями Закона №223-ФЗ, чувствуют себя намного свободнее, чем их коллеги, которые работают по Закону №44-ФЗ. Однако стоит отметить, что несмотря на это, нарушения законодательства выявляют не сильно реже, чем у коллег.
Заказчик закупал услуги по уборке корпусов университета. Часть из них относилась к категории объектов культурного наследия. Исходя из этого, заказчик при оценке опыта исполнения контракта участников брал в расчет только те договора (контракты), по которым аналогичные услуги были оказаны на объектах культурного наследия, которые принадлежат образовательным организациям. Контролеры посчитали такое требование нарушением законодательства в сфере закупок. Заказчик не согласился и обратился в суд. Суды трех инстанций встали на сторону контролирующих органов.
- Критерий оценки приводит к существенному ограничению конкуренции. Удельный вес критерия составляет 60%. Говоря простым языком, это означает, что участники с опытом оказания услуг на других объектах не смогут победить в закупочной процедуре в случае, если в закупке присутствует участник с необходимым опытом оказания услуг на объектах культурного наследия. Данные протокола говорят о том, что для победы второму участнику следовало бы снизить цену на 95%. Возможно ли это в случаях, когда участники в самом деле хотят исполнять контракт, а не демпинговать? Ответ отрицательный;
- Заказчиком не было обосновано, почему ему необходимо наличие опыта именно на объектах культурного наследия. Техническое задание не содержало каких-либо особых условий или специфических особенностей при оказании услуги.
Верховный Суд согласился с коллегами и не стал пересматривать дело.
Стоит сказать, что существует иная практика – не так давно суды заняли противоположную позицию. В том случае доводы заказчика об особенностях описания объекта закупки посчитали убедительными.
📄Исходный документ — определение ВС от 01.07.2022 № 307-ЭС22-10770
Источник: ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ